К морю!

Автор: Плотникова Евгения Владимировна. Менеджер по туризму. Организатор детских путешествий.

«Море поет, солнце зовет, а мы такие зажигаем!» - для кого-то это просто слова незатейливой песенки, а для группы детей летом 2019 года они стали жизненным девизом, целью и удивительным приключением, которое им подарили родители.
Ранее летнее утро, у автовокзала стайка испуганных детей и группа озабоченных родителей. Не мудрено, выражаясь словами Шукшинского героя, Ивана Расторгуева - дети едут «к морю»! Чемоданы ровным строем заняли свои места в багажном отделении, последние родительские наставления получены, кажется, кто-то задумал всплакнуть. Пора занимать места согласно купленным билетам. Сначала наш путь лежит в Новосибирск, откуда отходит поезд, который помчит нас к берегам прекрасного Черного моря, а пока можно поспать, познакомиться с соседями или просто посмотреть телевизор. За окном мелькают деревья, дома. Вот и первая большая остановка – кафе «Грани Алтая», можно размяться, перекусить и, конечно, сделать селфи. Тридцать минут пролетели очень быстро и снова автобус, покачиваясь, словно на волнах, мчит нас по бескрайним дорогам нашей необъятной Родины.
И вот маленьких путешественников встречает «Новосибирск Главный» - самый большой железнодорожный вокзал Западной Сибири. Это своего рода сердце, от которого, как по артериям, разбегаются в разные стороны железнодорожные пути, соединяя Сибирь с разными уголками страны. А у нас первые трудности: «добросердечные родители» так нагрузили чемоданы любимых чад, что для некоторых детей стало невыполнимой задачей извлечь его из недр багажного отделения. Наконец, с грехом пополам и помощью сопровождающих чемоданы выстроились в ряд на платформе. О счастье! Памятник тому, кто придумал колесики! Начинаем движение. Поступает команда – вперед! Легко сказать - движение, короче, победный марш у нас не получился, но «дочерепашились» мы до вокзала без особых потерь. Теперь остается ждать отправления нашего состава, а пока можно все осмотреть, купить магнитик и, конечно, …правильно - селфи!
Время ожидания пролетело быстро, а впереди еще одно испытание - посадка в свой вагон. Ближе к отправлению начинаем внимательно прислушиваться к металлическому голосу диспетчера. И вот «час икс» пробил, спешим на посадку. Ох, уж эти лестницы. С великим трудом преодолеваем крутые ступеньки, но, кстати сказать, коллектив, кажется, начинает сплачиваться: дети помогают друг другу придержать двери, чемоданы, вот паренёк забирает у девочки вторую сумку. Процесс пошёл... Теперь мы - одно целое, мы - с Алтая! И держимся вместе. Так - вот наш вагон, рядом с ним нас встречает молоденькая проводница. Таааак, остальные отъезжающие, увидев нашу группу, чегой-то пригорюнились. Оно и понятно, соседство с группой детей в одном вагоне - удовольствие сомнительное. А что делать? Придётся потерпеть.
Ну, всё, все в вагоне, но, на всякий случай всех пересчитаем. Все на месте и начинается великое переселение народов, ведь мы, как я уже сказала выше, успели подружиться и нам уже совершенно не все равно, чьи ноги будут болтаться над полкой. Ну, а теперь все по-взрослому: занимаем полку, получаем белье и заправляем постель. И здесь… бинго! А я не умею, мне мама стелет. Правила одинаковые для всех, я научу, помогу, но делать будешь сам. Около часа в вагоне тихо, все пыхтят, сопят, скребутся на своих полках, устраиваются. А колеса всё стучат, и поезд уносит нас всё дальше от родного дома.
Если бы я писала книгу, то назвала бы эту главу однозначно - "идем в гости". Наши дети начали осваивать территорию. Освоение прошло быстро, главные маршруты типа бойлер и туалет освоены, и теперь, можно и закусить, как говорится, чем Бог послал, в данном, конкретном случае – родители. По вагону понеслись разные запахи: копченая курочка, котлетка, колбаска, свежий домашний огурчик, картошечка – красота! Сегодня нам нужно буквально уничтожить все домашнее запасы, как в еврейской пословице: «Чтоб не пришлось соседа угощать». А завтра, мы будем, как «большие» отрываться в вагоне-ресторане. Ужин окончен, теперь всем спать, какое приятное слово – спааать! Завтра новый день, новые приключения и новые испытания. Всем спокойной ночи.
Под стук колес наши маленькие путешественники очень быстро уснули, утомленные дорогой и новыми впечатлениями. Дни, проведенные в дороге, не были скучными и однообразными. За окном менялись пейзажи, нас встречали новые города и станции. На каких - то, где поезд стоял большее время, мы выходили гулять, видели как живут люди за много километров от нашего дома. Кто-то фотографировал, кто-то покупал магнитики или маленькие сюрпризы, чтобы отвезти своим родным и близким. А еще у нас было самое главное развлечение - это марш-бросок через весь поезд в вагон-ресторан. Мы научились открывать двери тамбуров, перешагивать через соединения между вагонами, нам было весело. Жаль только, что жители других вагонов, наше веселье, к сожалению, не всегда разделяли. Казалось ехать было весело: игры, шутки, душевные, а иногда и секретные беседы за вечерним чаем, но все-таки каждый, где-то в глубине души, торопил время: когда же, когда же он увидит море.
И вот, наконец, Анапа. На улице раннее утро. Мы стучим колесиками своих чемоданов по гулкой мостовой и непроизвольно торопимся. Ведь где-то там ждет автобус, который помчит нас по Крымскому мосту к заветному Черному морю.
И вот мы уже вглядываемся в темные окна автобуса, пытаясь хоть что-то рассмотреть, но пока видно плохо, и только по разноцветным огням фонарей мы догадываемся, что где-то там, впереди, огромный южный город. Анапа осталась позади.
Крымский мост впечатлил нас своим масштабом и мощью, но самое главное, мы, наконец, увидели море, причем два сразу. С одной стороны моста - Черное, а с другой Азовское. И оказывается, они разного цвета, представляете? Ближе к обеду становится совсем жарко. На небе ни облачка, а солнышко, кажется, стучит по голове: - “Эй, сибиряки, а где ваши кепки?” Последние часы пути становятся совсем долгими, хочется уже просто лечь и вытянуть ноги. И вот ворота нашего пансионата. В лагере тишина - тихий час. Мы ставим свои чемоданы, переодеваемся и идем к морю. Вот она - синяя даль, золотой песок и чайки. Господи, как хорошо!
Первые три дня мы приходили в себя, купались, загорали. И вот силы восстановлены, и мы снова в деле, снова готовы к новым приключениям. Сегодня вечером мы едем в Евпаторию. Наша цель - посетить старую часть города. Евпатория осталась такой же какой была 2500 лет назад. Брусчатка, старинные здания, торговые ряды. Все это было похоже на сказку про Аладдина. И, кстати сказать, я думаю, что если побродить по здешнему рынку, то вполне можно отыскать ту самую волшебную лампу. Ночное файершоу, ожившие фигуры, уличные музыканты оставили у нас самые яркие впечатления. Евпатория стала отправной точкой нашего большого путешествия по Крымскому побережью.

Ялта

Ялта - один из красивейших южных городов. Недаром её называют жемчужиной Крыма. Город окружен высокими горами и возникает ощущение, что он находится словно в чаше. Местные жители говорят, что живут они как у Христа за пазухой. Город поражает гармоничным сочетанием старинных построек и громадных современных зданий, но все по порядку. Первый объект, который мы посетили, - это старинный замок «Ласточкино гнездо» на вершине горы. Как предположили дети, в таком замке, запросто могла жить Златовласая Рапунцель. И действительно, со стороны всё кажется волшебным. Голубое, голубое небо, синее море и высокие шпили башен, словно картинка из красивой сказки. Правда, что немножко подпортил нам настроение, это довольно высокий и крутой подъем, но мы не привыкли отступать. И с присущим нашей группе упорством, весело, с огоньком мы преодолели и это препятствие. Некоторые дети ухитрились даже, по ходу движения, приобрести сладкую кукурузу и такие важные, очень нужные мелочи как магнитики и значки.
По приезде в город нас ждала прогулка на большом катере. В сопровождении гида мы отправились в морское путешествие. Относительно пологий берег сплошь застроен санаториями, домами отдыха и дачами. И вообще, весь пейзаж за окном кажется огромной рекламной открыткой. Прогулка закончена и мы спешим к канатной дороге, которая пролегает над городом, и уже с высоты птичьего полета получаем возможность полюбоваться красотою города. Действительно, остается только соглашаться с тем, что Ялта - это жемчужина крымского побережья. А в нашей группе оживление, дети увидели настоящую пальму. На всех парусах мы спешим к ней, чтобы потрогать и сфотографироваться. Упс! даже понюхать. Нет, ничем таким она не пахнет. В ожидании какого-нибудь сюрприза мы внимательно ее осматриваем. Но опять нет, даже ни одна обезьяна на ее ветвях не раскачивается. Немного разочарованные, мы идем дальше. А вот и памятник Михаилу Пуговкину, известному российскому актеру. К удивлению детям это фамилия ничего не говорит, читая надпись на табличке, мы быстро выясняем какому именно известному человеку посвящен этот памятник. А вот и следующая достопримечательность - «Дама с собачкой». Здесь уже проще, начинаем цитировать известные слова: «…дама сдавала в багаж…» Но прогулки прогулками, а обед по расписанию. Дружной цыганской толпой мы идем в столовую. Ну и цены, я вам скажу! Столовая работает по варианту шведского стола. Берешь блюдо и накладываешь себе все что хочешь, а это очень сложно, потому что от разнообразия глаза у нас разбежались. Мало того, мы даже не понимаем, что это за кушанья такие, поэтому идем и ищем знакомые на вид угощения. Вау! А теперь их, оказывается, надо еще и взвесить, ну, что ж, и такой опыт тоже нужен, у нас на Алтае такого пока мы не встречали. Плотно перекусив, мы отправляемся дальше. Путь наш лежит в Ливадийский дворец.
Ливадийский дворец - это летняя дача последней императорской семьи. Красивейший особняк, окруженный огромным благоухающим садом. Кстати, именно здесь проходила после войны встреча всем известной тройки. Этому событию посвящен монумент, находящийся рядом, стоит лишь подняться по асфальтированной дорожке в верх парка. Возле дворца оживленно льется красивая музыка, а на балконах видны ожившие фигуры царской семьи. Отстояв довольно приличную очередь, мы попадаем в залы дворца. Сказать, что обстановка здесь шикарная, значит, ничего не сказать. Очень дорогое убранство, мягкие ковры, а голос нашего экскурсовода буквально перемещает нас в те далекие времена. Один за другим мы обходим залы и под рассказы нашего гида буквально рисуем в своей голове картинки прошлого нашей страны. Экскурсия закончена и мы с великим удовольствием идем гулять по Ливадийскому парку. Каких только растений здесь нет! От огромных раскидистых деревьев до низкорослых ярких цветов. Клумбы буквально сражают буйством красок. Передать эмоции от увиденного в парке очень сложно. Как говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Находясь в некой эйфории, мы идем к своему автобусу, нам пора возвращаться. Уставшие, но довольные детки быстро засыпают. Пусть спят, так время в дороге пройдет незаметнее.

Севастополь

Привычное, знакомое с детства название, только здесь, глядя на памятник затопленным кораблям, на старинные здания, пережившие войну, понимаешь, что перед тобой действительно город–герой, ставший щитом на пути врага к сердцу нашей Родины. Гордость, трепет и особый, буквально до мурашек, восторг мы с детьми испытали тогда, когда увидели огромные военные корабли, подводные лодки, стоявшие молчаливыми стражами в порту. Не обошлось и без курьезов. Ввиду того, что причал был занят большим теплоходом, в целях экономии времени, нас высадили с его обратной стороны. Очутившись на берегу, мы с живейшим интересом принялись рассматривать огромных улиток, висящих, словно бусины, на ветвях магнолии. Вдруг где-то за спиной раздался собачий лай, оглянувшись, мы увидели огромную собаку и бегущих к нам людей, одетых в военную форму. Оторопев, мы замерли, и вдруг выясняется, что нас высадили на территорию закрытой военной базы. Наш катер уже отплыл. Что делать? Путей отступления у нас осталось всего три: первый - перелезть через огромные бакены, второй – «просочиться» в дырку в заборе, которую услужливо показали нам солдаты и третий - уйти вброд по морю. Поддерживаемые местным населением, мы героически совершили этот марш-бросок. Эмоции были через край. Не мудрено, что впоследствии на вопрос, что вам больше понравилось в поездке, дети в один голос сказали: «Высадка на военной базе!». Вечером, уже в пансионате, поедая купленные рядом с военной базой фрукты, мы показывали друг другу фотографии и весело хохотали. Экскурсия удалась на славу!

Бахчисарай

Поездка в Бахчисарай - это путешествие в восточную сказку. Ханский дворец, где, кстати сказать, очень часто проходят съемки разных фильмов. Мужской монастырь времен первого века, который находится высоко в горах, Бахчисарайский фонтан, памятник Пушкину А.С., автору одноименной поэмы, узкие улочки, большие восточные базары - все это погружает в атмосферу Востока. Кажется, что вот-вот к нам навстречу выйдет Аладдин и его принцесса Жасмин.
Но, как мы знаем, время неумолимо. И вот он, последний день. Сегодня вечером мы идем прощаться с морем. Закат солнца сам по себе завораживает своей красотой, но на море он особенный. Возникает ощущение, что солнце словно тонет в морской дали. Море штормит, и кажется, что волны подбегая к ногам, тоже прощаются с тобой и чайки сегодня кричат по- особенному. Они пролетают так низко, словно пытаясь напоследок задеть тебя своим крылом. Начинает моросить дождь. А, может, это вовсе и не дождь, может быть, это слезы расставания? Завтра рано утром мы уезжаем. Прощай, море. До новых встреч!