Геммотуризм-инновация в индустрии туризма Алтая

Геммотуризм-инновация в индустрии туризма Алтая

Автор: Гусев Анатолий Иванович, доктор геолого-минералогических наук, профессор Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина

Во всём мире в последние десятилетия наметился бум и настоящий «ренессанс» в развитии геммологии, геотуризма и геммотуризма.

    На международных геологических конгрессах (Флоренция, 2004 год; Осло, 2008 год; Мельбурн, 2012 год) проблемам геммологии, геотуризма и туризма с геммологическим уклоном было посвящено большое количество сообщений на многих секциях. Геммологические туристические маршруты в большом количестве проложены в Италии, Франции, Германии, Испании, Бразилии, Аргентине, Перу, Бирме, Шри-Ланке, Замбии, Намибии, ЮАР, Китае, Индии, Австралии, Индонезии и других странах. Туристические маршруты такого рода проводятся под флагом геммологического богатства как важнейшего геологического наследия и использования для рекреации. Дискутируются проблемы геммологического туризма для преподавания в различных дисциплинах геонаук. Геммология рассматривается как важная часть культурного наследия. С точки зрения геммологии наиболее популярны туристические маршруты с посещением месторождений алмазов, изумруда, рубина, аквамарина, турмалина, ониксов, бирюзы, жада, нефрита, сердолика, натурального морского жемчуга.
    В ближнем зарубежье особый интерес вызывают посещения любителями цветных камней месторождения рубина, изумруда, агата в Казахстане. В нашей стране остаётся своеобразной «геммологической Меккой» для организованных маршрутов и любителей - одиночек камня Урал с его месторождениями яшм, нефрита, изумруда, жада, лунного камня, гематита-кровавика, аметиста и других цветных камней. Следует отметить, что запасы камнесамоцветного сырья признанной «мекки самоцветов» России - Урала начинают истощаться и любители камня с Урала зачастили на Алтай. Они едут в наш регион не только за яшмами, «заринитом», но и другими самоцветами, такими как гематит-кровавик, нефрит, жад, благородный опал и другими.
    Алтай с его уникальными природными объектами, процессами и месторождениями полезных ископаемых представляет не меньшее значение и как кладовая геммологических богатств, чем указанные регионы. Настоящую славу Алтаю принесли коргонские яшмы, из которой Колыванские умельцы создали настоящие шедевры камнерезного искусства ("Царица ваз", Государственный Эрмитаж), хранящиеся в ведущих музеях мира (Вашингтон, Нью-Йорк, Лондон, Санкт-Петрбург).
    А в последние годы наш регион привлекает всё большее число заинтересованных лиц, как среди соотечественников, так и зарубежных представителей, проявляющих интерес к камнесамоцветному сырью Алтая. Автор проводил геммологические экскурсии с посещением месторождений малахита, азурита, хризоколлы, горного хрусталя, раухтопаза, граната, золота. В таких экскурсиях любители камня сами собирали коллекционные образцы, которые их заинтересовали.
     Из многочисленных литературных источников (опубликованных и фондовых), часть из которых имеется в Бийском краеведческом музее, а также устных сообщений геологов выясняется, что Алтай не такое уж и «белое пятно» на геммологической карте России.

    Важную роль могут сыграть геммологические маршруты в районе Белокурихинского гранитоидного плутона для развития туризма вновь созданного Белокурихинского туристского кластера. Белокурихинский интрузивный плутон занимает площадь 320 кв.км. Он сформировался как крупный лакколит, застывший на глубине. Лакколиты известные также на Кавказских минералдьных Водах, в Крыму и в горах Генри (США), Возраст Белокурихинского лакколита 240 млн. лет. Плутон сложен гранитами нескольких фаз и заключительными этапами его формирования стали пегматиты, скарны и грейзены. Эти три геологических образования являются важными объектами практической геологии, так как в них проявлены месторождения полезных ископаемых: вольфрама, молибдена, бериллия, висмута, тантала, ниобия, скандия, редких земель (иттрия, церия, иттербия и других). В пегматитах, скарнах и грейзенах Белокурихинского плутона встречаются также и ценные геммологические находки: раухтопаз, горный хрусталь, гранат (альмандин), везувиан. В жилах кварца с карбонами известны проявления гематита-кровавика.
    Месторождения вольфрама и молибдена Белокурихинского плутона во время Великой Отечественной войны внесли свою лепту в создании брони для танков, так как и вольфрам и молибден являются важной добавкой для создания легированной стали и брони. Таким месторождением, отрабатываемым во время войны, было Осиновское месторождение, которое находится в верховьях р. Осиновка, правого притока р. Песчаная. Месторождение открыто в 1940 г. геологами И.П.Коропцом и И.С.Дубинкиным. Оно было разведано с поверхности и сдано в эксплуатацию. Разрабатывалось с 1941 по 1954 гг. старательской артелью, где основная мускульная сила обеспечивалась женщинами. Месторождение расположено среди порфировидных гранитов южной части Белокурихинского массива с полосами грейзенизированных пород и кварцево-вольфрамитовых жил. Рудная минерализация представлена в этих жилах более крупнокристаллическим (до 10-15 см длиной и гнездами до 20х30 см.) вольфрамитом и реже – шеелитом, висмутином, пиритом, халькопиритом, иногда молибденитом. В отдельных искусственных шлихах из грейзенов установлен берилл. В незначительных количествах присутствует в виде отдельных зерен и их скоплений фиолетовый, розовый и бесцветный флюорит. Гематит находится в тесной ассоциации с вольфрамитом, образуя в нем тонкие пластинчатые включения. Шабазит в виде хорошо образованных кристаллов ромбоэдрического облика и агрегатов, кристаллов, выполняющих друзовые полости в жильном кварце.

    В отвалах Осиновского месторождения можно собрать коллекции указанных минералов, часть из которых представляет геммологическую ценность. В настоящее время на площади Осиновского месторождения создан музей под открытым небом, где представлены горно-рудное оборудование и инструменты, применявшиеся при разведке и эксплуатации месторождения. Проехать на объект можно по просёлочной дороге от урочища Устаурихи.
    Большой интерес в сборе коллекций минералов представляют месторождения пегматитов Раисы и Берёзовки (по серпантинной дороге Белокуриха-2).
Проявления пегматитов Раиса и Берёзовка находятся в правом и левом бортах ручья Берёзовка. Выявлено Раисой Ивановой в 2015 году. Проявление обнаружено при прокладке дороги на Сухую гриву при строительстве объекта Белокуриха 2.
   Пегматиты уникальные. Они приурочены к Берёзовскому штоку двуслюдяных гранитов и лейкогранитов площадью более 15 кв.км. Пегматиты образуют пегматитовое поле и вскрыты по вертикали более чем на 400 м. В нижней части пегматиты пронизывают гранитоиды штока в виде жил мощностью от 10 см до 1,1 м с субширотным простирание и падением на юг. Пегматитовых жил насчитывается более 50. А в верхней части пегматиты образуют своеобразный штокверк, где более мощные тела образуют субгоризонтальные жилы мощностью от 0,5 до 1,5 м, от которые ответвляются субвертикальные и вертикальные жилы. Создаётся впечатление, что пегматиты здесь наследуют трещины отдельности, образовавшиеся при застывании гранитоидов. В местах сочленений разнонаправленных жил пегматитов образуются раздувы до 10 м. Пегматиты сложены среднезернистыми и крупнозернистыми пегматоидными породами, состоящими из розового микроклина, дымчатого кварца, альбита, часто принадлежащего клевеландитовой разновидности, зеленоватого и белого мусковита, чёрного биотита и флогопита, редко турмалина, граната, эпидота, монацита, танталита, ферриколумбита, пирохлора, циркона. Местами отмечаются хорошие участки с письменной текстурой типа «еврейского камня». Изредка отмечаются зональные пегматиты с кварцевым ядром, крупноблоковой полосой и мелкопегматитовой оторочкой. В этой части пегматитов Берёзовки обнаружены кварц-турмалиновые кварц-гранатовые шлиры размерами от 5 до 7 см. Среди таких шлиров отмечены графические срастания граната с кварцем и цирконом. Здесь гранат образует специфические удлинённые выделения до 2-3 см в длину. Гранат розоватого и красноватого цвета, относящийся к альмандину представляет большую ценность и пригоден для изготовления ювелирных украшений. Изредка отмечаются «инее-подобные» срастания мусковита. Содержания элементов по штуфным пробам составляют: тантала и ниобия от 0,05 до 0,7 %, циркония от 0,1 до 0,5 %, церия от 0,1 до 1,2 %, иттрия от 0.2 до 1,3 %. Пегматиты требуют доизучения, так как содержат повышенные концентрации редких и редкоземельных элементов. Сами тела пегматитов не прослежены по простиранию. Общая площадь пегматитовых жил и штокверков составляет несколько кв.км.

  Нами разработано несколько маршрутов для посещения месторождений камнесамоцветного сырья:

  1. Черновая – месторождение Осиновка;
  2. Белокуриха – г. Синюха.

   Гора Синюха, расположенная в верховьях реки Белокурихи, и её ближайшие окрестности обладают значительным рекреационным потенциалом. Этот район характеризуется комплексным использованием возможностей геотуризма, геммотуризма и экотуризма. Район характеризуется трудной доступностью и малой посещаемостью туристами. Расстояние от окраины города Беокурихи до вершины горы составляет 36 км в один конец, хотя на указателях приведена цифра 18 км.
   Сам путь представляется довольно трудным, так как тропа по маршруту по долине реки Белокурихи не везде проложена и приходится идти по крутым склонам. Другой вариант тропы начинается от селения Сычёвки к её верховьям и затем следует по хребту. Он удобен тем, что в отличие от первого варианта здесь не надо форсировать реку на многочисленных переходах вброд. Весьма живописные картины сочетаний леса и скал завораживают своей специфичностью, характерной именно для Белокурихинского плутона. Геотуристские объекты по второму маршруту весьма многообразны и включают в себя скальные выступы иногда весьма причудливых форм, не уступающих по оригинальности горе Церковке. Эти причудливые скальные выступы обязаны первичной отдельности пород, когда происходило застывание гранитоидов и последующим процессам выветривания. Возраст гранитоидов Белокурихинского массива определён U-Pb-методом по цирконам из гранитов второй фазы: 233±12 млн. лет. По валовой пробе из всех разновидностей гранитоидов первой фазы Rb/Sr-метод дает цифру 237±4 млн. лет. В самой ранней фазе гранитов видны крупные порфировые выделения плагиоклаза, часто зонального строения размерами от 1 до 5 см в поперечнике. Белокурихинские гранитоиды разной зернистости обладают хорошей полируемостью и из них можно получить прекрасные изделия-полировки, пользующиеся спросом у любителей камня. Примерно в средней части пути в нескольких местах среди гранитов наблюдаются пегматиты с типичной текстурой прорастаний кварца и полевых шпатов. Такой «еврейский камень» или «письменный гранит» также даёт великолепные полировки. Местами в пегматитах наблюдаются хорошо образованные кристаллики граната (альмандина) красновато-буроватого цвета размером до 1-2 см и турмалина (шерла) размерами от 1 до 5 см в длину. Нередки розетки турмалина и «солнца» сросшихся кристаллов. Гранат хорошего качества (без трещин) и пригоден для изготовления ювелирных украшений.
    Вершина горы Синюхи находится на высоте 1379 метров над уровнем моря. Со всех сторон вершина окружена крупноглыбовыми (многотонными) развалами гранитов и у многих туристов ассоциирует с крепостью или загадочным старинным замком по своему виду. С южной и восточной стороны крупноглыбовые развалы глыб переходят в более мелкие потоки - «каменные реки». В июне у подножия горы Синюхи на небольших полянах радуют глаз разнообразные цветы и «россыпи» земляники, а в начале сентября - обильные опята, рыжики, моховики, грузди.
    С вершины открываются виды, захватывающий дух своей неожиданностью и пространственной перспективой. С вершины видны другие объекты геотуризма, часто не видимые внизу, - поверхности выравнивания, хорошо просматривающиеся с хребта в виде полого-волнистых поверхностей, указывающих на значительный подъём территории за неоген-антропогеновый этап развития рельефа. Таких поверхностей выравнивания можно насчитать в разных направлениях от 2 до 3. Следовательно, за период от неогена и до настоящего времени подъём в данной местности оценивается в 1200 м. В скальных бортах рек и ручьёв у подножий склонов видны обширные делювиальные осыпи, которые часто соединяются и иногда образуют своеобразные делювиальные шлейфы.
     На вершине почти всегда ветер, а спустившись немного ниже, можно порассуждать о генезисе самого Белокурихинского плутона. Небезынтересно знать, что гранитоиды относятся к шошонитовому типу и образовались в результате функционирования Сибирского суперплюма, зародившегося в перми на глубинах 2800-2900 км от поверхности Земли (на границе нижней мантии и земного ядра). Становление Белокурихинского плутона было многоактным на протяжении нескольких десятков миллионов лет. И за это время было сформировано много полезных ископаемых пегматитового, грейзенового, скарнового и жильного типов: бериллия, вольфрама, молибдена, тантала, ниобия, редких земель. Некоторые вольфрамовые и молибденовые месторождения отрабатывались во время Второй мировой войны и в послевоенное время для получения специальных сортов стали (в первую очередь брони для танков).
    Ближайшим от вершины Синюхи таким объектом является Верхне-Белокурихинское вольфрамовое месторождение кварцево-грейзенового типа. Оно расположено в правом борту реки Большой Белокурихи в 6 км от вершины к северо-западу. Месторождение было открыто в 1951 году и последние разведочные работы проводились в 2000 году. Представлено оно двенадцатью субширотными кварцевыми жилами среди полос грейзенизированных гранодиоритов и мелкими субпараллельными, быстро выклинивающимися и виргирующими прожилками. Жилы сопровождаются грейзенизацией. На месторождении главным рудным минералами является вольфрамит, вокруг которого узкими каймами развивается шеелит и вульфенит. Из других рудных минералов в рудах присутствуют пирит, пирротин, халькопирит; реже галенит, сфалерит; из жильных – флюорит, серицит, редко турмалин. В 2014 году на месторождении при проведении и полевой геологической практики выявлены новые ранее не известные для месторождения минералы: висмутин, пирротин, фрейбергит, марказит, магнетит, кальцит, сидерит. В геохимической пробе кварца с пиритом, галенитом, сфалеритом и халькопиритом определено золото в количестве 1,5 г/т. Нами обнаружены «погребки» со «щёточками» горного хрусталя и отдельными кристаллами горного хрусталя и раухтопаза размером до 5-6 см в длину. На площади месторождения пройдены многочисленные канавы, расчистки, шурфы, которые сохранились до настоящего времени. По этим горным выработкам и можно найти само месторождение.
    Вольфрам присутствует в промышленных количествах и на другом месторождении – Дмитриевском, расположенным в 3 км северо-западнее Верхне-Белокурихинского. Дмитриевское месторождение открыто в 1943 г. геологом Ю. А. Спейтом в виде кварц-полевошпатовых свалов с вольфрамитом. В 1944 г. на участке работал отряд Макарьевской партии под руководством И.П. Коропца. Характерны полосчатые жилы, представляющие собой чередование полосок, сложенных полевошпатовым материалом и тонких (иногда нитевидных) полосок серого кварца. В полевошпатовом материале развиты прихотливые ксеноморфные выделения флюорита и выделения серицита, хлорита по мелким трещинами и в гнёздах. К полевошпатовому же материалу тяготеет и вольфрамит, в сростках с которым встречается шеелит. Изредка отмечаются пирит, пирротин и висмутин.

     Другим объектом геммотуризма является проявление горного хрусталя ручья Камбалина (левый приток р. Большой Белокурихи). От вершины горы Синюхи устье ручья составляет 7 км. В аллювии ручья встречаются друзы и кристаллы горного хрусталя, связанные нередко с обломками пегматитов. По-видимому, коренные месторождения горного хрусталя приурочены к пегматитовым жилам. Судя по размерам глыб кварца (от 0,6 до 1,2 м в поперечнике) пегматитовая жила имела значительную мощность. В русловой части ручья коренных выходов пород не найдено из-за значительной задерновки и густой залесённости местности. Встречающиеся здесь кристаллы горного хрусталя по своей чистоте, размерам и прозрачности как пьезо-кварцы и вполне отвечают промышленным требованиям. Размеры кристаллов в друзах достигают 5-7 см в длину. Нами в 2014 году в левом борту ручья Камбалина и на водоразделе с соседним ручьём обнаружены развалы фрагмента пегматитового тела. На границе с кварцевым ядром в пегматитах обнаружен занорыш с горным хрусталём. Длина оптически чистого кристалла составляет 8 см. Помимо горного хрусталя в занорыше обнаружена друза шерла. В переходной части от кварцевого ядра к крупноблоковым выделениям обнаружены кристаллы альмандина размерами от 0.5 до 1.5 см.

В заключении следует отметить, что рекреационный маршрут в район горы Синюхи представляется интересным и помимо, отдыха и расслабления, может стать продуктивным для сбора коллекции горных пород и минералов, а также камнесамоцветного сырья.